Законодательство

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.05.2014 г., N ЗРУ-369

Принят Законодательной палатой 11 марта 2014 года

Одобрен Сенатом 10 апреля 2014 года

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Основными задачами настоящего Закона являются:

обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления;

обеспечение гарантий права на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления;

повышение ответственности органов государственной власти и управления и их должностных лиц за принимаемые решения;

определение порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления.

 

 

Статья 2. Законодательство об открытости деятельности органов государственной власти и управления

 

Законодательство об открытости деятельности органов государственной власти и управления состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об открытости деятельности органов государственной власти и управления, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

 

Настоящий Закон распространяется на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления, их структурных и территориальных подразделений.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

порядок обеспечения доступа к персональным данным физических лиц;

порядок рассмотрения органами государственной власти и управления заявлений, предложений и жалоб;

порядок предоставления органами государственной власти и управления в иные органы государственной власти и управления информации о своей деятельности в связи с осуществлением ими своих полномочий;

отдельные виды информации о деятельности органов государственной власти и управления, особенности предоставления которых предусмотрены иными актами законодательства.

 

 

Статья 4. Основные принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления

 

Основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:

общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации;

гласность и прозрачность их деятельности;

свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления;

соблюдение прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в их частную жизнь, а также прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов государственной власти и управления.

 

 

Статья 5. Информация о деятельности органов государственной власти и управления

 

К информации о деятельности органов государственной власти и управления относятся:

нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, их структурных и территориальных подразделений;

нормативно-правовые акты, нормативные и иные акты, принятые органами государственной власти и управления, а также сведения о ходе их исполнения;

сведения о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, принятых органами государственной власти и управления;

сведения о разрабатываемых органами государственной власти и управления проектах нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов;

сведения о реализации органами государственной власти и управления государственных и иных программ;

сведения о публичных мероприятиях, проводимых органами государственной власти и управления (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, брифинги, семинары, «круглые столы» и другие);

сведения о взаимодействии органов государственной власти и управления с другими органами государственной власти и управления, физическими и юридическими лицами, а также зарубежными и международными организациями;

сведения о международных договорах Республики Узбекистан, в реализации которых принимают участие органы государственной власти и управления;

сведения об основных показателях, в том числе социально-экономического развития, характеризующих состояние отрасли (территории), относящейся к сфере деятельности органов государственной власти и управления, и динамику ее развития;

сведения об открытых конкурсах (тендерах) и аукционах, проводимых (организуемых) органами государственной власти и управления;

сведения о вакантных рабочих местах, условиях приема на работу и требованиях к кандидатам на замещение вакантных рабочих мест;

сведения о координационных и совещательных органах, образованных органами государственной власти и управления;

планы проведения открытых коллегиальных заседаний органов государственной власти и управления, включая проекты повестки дня заседаний, дату, место и время проведения, порядок присутствия на них.

К информации о деятельности органов государственной власти и управления могут быть отнесены и иные сведения в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти и управления в соответствии с положениями настоящей статьи утверждают перечень информации о своей деятельности.

В целях обеспечения открытости представительные органы государственной власти (палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов), их комитеты (постоянные комиссии), комиссии обеспечивают своевременное обнародование (опубликование) информации о своей деятельности, в том числе информацию о планируемых заседаниях и мероприятиях, вопросах, предполагаемых к рассмотрению, принятых решениях.

 

 

Статья 6. Информация о деятельности органов государственной власти и управления, доступ к которой ограничен

 

Доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления ограничивается в случае, если указанная информация отнесена в установленном законом порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Перечень сведений, относящихся к информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ к которой ограничен, а также порядок отнесения сведений к такой информации устанавливается законодательством.

 

 

Статья 7. Пользователь информации и его права

 

Пользователем информации является физическое или юридическое лицо, осуществляющее поиск информации о деятельности органов государственной власти и управления.

Пользователь информации имеет право:

получать и распространять достоверную информацию о деятельности органов государственной власти и управления;

непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, предусмотренной в статье 5 настоящего Закона;

отказаться от получения информации о деятельности органов государственной власти и управления.

Пользователь информации может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 8. Полномочия руководителей органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления

 

К полномочиям руководителей органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления относятся:
координация деятельности структурных и территориальных подразделений органов государственной власти и управления по обеспечению доступа пользователей информации к информации о своей деятельности;
организация разработки и принятия нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, определяющих порядок предоставления информации о деятельности органов государственной власти и управления;
организация мониторинга и постоянной комплексной оценки проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления;
определение должностных лиц, ответственных за предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления;
утверждение перечня информации о деятельности органов государственной власти и управления, размещаемой на их официальных веб-сайтах;
утверждение перечня сведений, относящихся к информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;
утверждение информационных материалов о деятельности органов государственной власти и управления, подлежащих обнародованию (опубликованию);
определение порядка присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления;
обеспечение беспрепятственного доступа пользователей информации к информации о деятельности органов государственной власти и управления, за исключением случая, предусмотренного частью первой статьи 6 настоящего Закона;
обеспечение своевременности и достоверности информации о деятельности органов государственной власти и управления, размещаемой на их официальных веб-сайтах;
принятие соответствующих мер в отношении должностных лиц органов государственной власти и управления за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Руководители органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 9. Источники информации о деятельности органов государственной власти и управления

 

Источниками информации о деятельности органов государственной власти и управления являются:

официальные издания органов государственной власти и управления;

выступления и заявления руководителей органов государственной власти и управления, а также уполномоченных ими должностных лиц;

сообщения информационных служб органов государственной власти и управления;

материалы официальных веб-сайтов органов государственной власти и управления;

материалы средств массовой информации.

Источниками информации о деятельности органов государственной власти и управления могут быть и иные источники в соответствии с законодательством.

 

 

 

Статья 10. Информационная служба органов государственной власти и управления

 

Информационной службой органов государственной власти и управления (далее — информационная служба) является структурное подразделение органов государственной власти и управления, выполняющее функции подготовки и распространения информации об их деятельности, а также обеспечивающее взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, либо лицо, на которое возложено выполнение этих функций.

Информационная служба принимает меры по освещению в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти и управления путем организации публичных мероприятий, распространения информационных сообщений (пресс-релизов, бюллетеней и т. д.), а также размещения и обновления на официальном веб-сайте органов государственной власти и управления информации об их деятельности. Информационная служба может использовать и иные не противоречащие законодательству способы распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления.

Порядок организации деятельности информационной службы определяется органами государственной власти и управления.

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Статья 11. Способы обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления

 

Способами обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:

обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления;

размещение и обновление информации о деятельности органов государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах;

размещение и обновление информации о деятельности органов государственной власти и управления в общедоступных помещениях и местах;

предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды;

создание условий для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления;

предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления в устной и письменной форме (в том числе в форме электронного документа) пользователям информации на основании их запроса.

Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 12. Обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления

 

Обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления осуществляется через официальные издания, официальные веб-сайты органов государственной власти и управления, а также средства массовой информации.

 

 

Статья 13. Официальные веб-сайты органов государственной власти и управления

 

Официальные веб-сайты органов государственной власти и управления являются общедоступным ресурсом во всемирной информационной сети Интернет, идентифицируемым им в качестве официального веб-сайта, принадлежащим этим органам или вышестоящему в порядке подчиненности органу и содержащим информацию об их деятельности.

На официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, помимо информации, предусмотренной частью первой статьи 5 настоящего Закона, могут размещаться:

справочная информация о руководителях органов государственной власти и управления (биографические данные, дни приема граждан и т. д.);

сведения о порядке работы органов государственной власти и управления и их структурных и территориальных подразделений, номера их телефонов и почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочной службы и телефонов доверия, пути проезда, названия остановок и номера маршрутов общественного транспорта;

тексты выступлений и заявлений руководителей органов государственной власти и управления, а также уполномоченных ими должностных лиц;

информация о порядке аккредитации представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления;

перечень государственных услуг, оказываемых органами государственной власти и управления;

аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности органов государственной власти и управления;

информация о порядке приема заявлений, предложений, жалоб;

информация о порядке приема запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления;

информация об общих результатах рассмотрения поступивших заявлений, предложений, жалоб, а также запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления.

На официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления может размещаться и иная информация об их деятельности в соответствии с законодательством.

Информация на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления должна размещаться на государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.

Информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается органами государственной власти и управления, но не реже одного раза в неделю.

Информация, размещенная на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

 

 

Статья 14. Размещение информации о деятельности органов государственной власти и управления в общедоступных помещениях и местах

 

Органы государственной власти и управления в общедоступных помещениях и (или) иных отведенных местах, занимаемых ими, обязаны размещать информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информации с информацией о деятельности соответствующего органа.

Информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения, указанные в части первой настоящей статьи, должны содержать:

перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти и управления;

сведения о порядке работы органов государственной власти и управления, номера телефонов справочной службы, телефонов доверия;

информацию о планируемых открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления;

информацию о порядке приема заявлений, предложений и жалоб;

информацию о порядке приема запроса на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления;

перечень государственных услуг, оказываемых органами государственной власти и управления.

Информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения, указанные в части первой настоящей статьи, могут содержать и иную информацию о деятельности органов государственной власти и управления в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 15. Предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды

 

Органы государственной власти и управления предоставляют информацию о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 16. Создание условий для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления

 

Коллегиальные заседания органов государственной власти и управления проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Органы государственной власти и управления создают условия для присутствия пользователей информации на их открытых коллегиальных заседаниях.

Порядок присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления определяется соответствующими нормативными актами этих органов.

 

 

Статья 17. Обеспечение доступа представителей средств  массовой  информации  к  информации о деятельности органов государственной власти и управления

 

Органы государственной власти и управления в целях обеспечения открытости своей деятельности могут осуществлять аккредитацию представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления.

Органы государственной власти и управления заблаговременно информируют аккредитованных представителей средств массовой информации о проводимых мероприятиях, оказывают им содействие в выполнении своих профессиональных обязанностей.

Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право:

заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;

посещать здания (помещения) и другие объекты аккредитующего органа в порядке, установленном аккредитующим органом;

присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;

запрашивать и получать от ответственных лиц аккредитующего органа необходимые документы и материалы, знакомиться с записями публичных мероприятий и снимать с них копии;

использовать полученные записи при подготовке материалов средств массовой информации.

Аккредитованные представители средств массовой информации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

 

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Статья 18. Запрос на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления

 

Запрос на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления (далее — запрос) — требование пользователя информации в устной или письменной форме (в том числе в форме электронного документа), направляемое органам государственной власти и управления и (или) их должностным лицам, о предоставлении информации о деятельности этих органов.

 

 

Статья 19. Сроки и порядок рассмотрения запроса

 

Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его регистрации.

Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более семи дней.

Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.

При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.

В случае отказа на запрос пользователю информации направляется мотивированный ответ.

 

 

Статья 20. Требования, предъявляемые к запросу

 

В запросе физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте его жительства и изложена суть запроса. В запросе юридического лица должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе), изложена суть запроса.

Письменные запросы должны быть закреплены личной подписью пользователя информации. В случае невозможности закрепления запроса личной подписью он должен быть закреплен подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.

Запрос, не содержащий сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Запрос направляется органу государственной власти и управления или должностному лицу, в полномочия которого входит предоставление информации по поставленным в запросе вопросам.

Запрос, направленный в установленном порядке, подлежит обязательному рассмотрению.

 

 

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Статья 21. Разрешение споров

 

Споры в области открытости деятельности органов государственной власти и управления разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления

 

Лица, виновные в нарушении законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления, несут ответственность в установленном порядке.

 

 

Статья 23. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Узбекистан                                                    И. Каримов